Судебно-правовые реформы на новом этапе: современное состояние и перспективы развития
Умид Сайдахмедов
судья Ташкентского областного суда
по экономическим делам,
д.ф.ю.н. (PhD), доцент
Независимая и сильная судебная власть является ключевым фактором демократического правового государства.
В последние годы по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в стране проводится коренная реформа судебно-правовой системы, которая выражается в усилении мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективному обеспечению правосудия, а также повышению роли органов судейского сообщества.
Узбекистан вступил в новый этап своего развития, основу которой составляют пятилетняя Стратегия действий и национальная идея: «От национального возрождения – к национальному прогрессу».
Последовательно осуществляется политика обеспечения прав и свобод человека, защиты частной собственности, что обеспечивает внутреннюю стабильность и получает признание мирового сообщества. В процессе обеспечения прав и свобод человека, верховенства закона, создаётся новый демократический облик государства.
Судьи будучи представителями независимой судебной власти, вносят свой вклад в успешное развитие страны, чему способствует реформирование судебно-правовой системы.
За последние четыре года в сфере реформирования судебной системы было принято более сорока законов и актов Президента. Они оказали серьёзное позитивное влияние, как на организацию судебной системы, так и на практику рассмотрения судебных дел.
Стоит упомянуть о принятом Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан», согласно которому создан единый Верховный суд, высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства, что укрепило судебную власть и создало условия для единообразия судебной правоприменительной практики.
Постоянную работу по оказанию содействия в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в Республике Узбекистан ведёт новый конституционный орган – Высший судейский совет. В его состав входят судьи, представители юридической и научной общественности, институтов гражданского общества.
Данный орган был образован, в том числе с учетом рекомендаций Киевской конференции по вопросам независимости судебной власти Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Именно Совет наделен полномочиями по отбору и формированию высококвалифицированного судейского корпуса.
Необходимо отметить, что введение указанного института позволило проводить открытое и прозрачное формирование судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должности судей из числа наиболее квалифицированных специалистов, обеспечить подлинную неприкосновенность судей и предотвратить вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия, наладить диалог судейского сообщества с населением.
В ходе реформы усилены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности. Возрастной ценз кандидатов в судьи повышен до 35 лет.
Судьи теперь назначаются либо избираются на первоначальный пятилетний, последующий десятилетний и бессрочный период пребывания в должности, что обеспечивает стабильность судейского корпуса и укрепляет независимость судей.
Данное нововведение полностью отвечает требованиям современного международного и зарубежного опыта. В соответствии со статьей 12 Основных принципов независимости судебных органов ООН от 29 ноября 1985 года судьи, назначаемые или выборные, имеют гарантированный срок полномочий до обязательного выхода на пенсию или истечения срока полномочий, где таковой установлен. На деле это означает, что за судьей сохраняется занимаемая им должность до достижения им предельного возраста.
Данная мера стала основной гарантией несменяемости судей – одним из важнейших элементов их независимости. Знаменательно, что в настоящее время данная норма полностью реализуется в правоприменительной практике нашей страны. В Узбекистане последовательно развиваются организационно-правовые механизмы, направленные на обеспечение всесторонней защиты судей, а также их неприкосновенности.
Установлена ответственность за вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия. Законодательством установлено, что воздействие в какой бы то ни было форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела либо добиться вынесения незаконного судебного решения влечет уголовную ответственность в соответствии с законом.
Именно, в этих целях в Высшем судейском совете создана специальная структура, обеспечивающая неприкосновенность судей. Данная структура на деле обеспечивает защиту судей от вышеуказанных незаконных вмешательств в их деятельность, что также усиливает их независимость и неприкосновенность.
Кардинально изменился существующий порядок подготовки кандидатов на должности судей. Успешно функционирует Высшая школа судей, обеспечивая повышение квалификации судей на базе учебного процесса максимально сближенного с судебной практикой. Новая образовательная система позволяет совершенствовать теоретические знания кандидатов, обучать их профессиональной этике, психологии, навыкам делового общения и управления временем, тактике ведения переговоров, технологии работы с информацией, а также толкования и применения норм права.
За последние годы проведена значительная работа по становлению суда как независимой и самостоятельной ветви власти, превращению его из репрессивного органа в прошлом в подлинно независимый институт государства, призванный надежно охранять и защищать права и свободы человека.
Принятые в первые же годы независимости Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан заложили правовой фундамент для эффективной охраны личности от преступных посягательств, защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства, обеспечения законности и правопорядка.
За прошедшие годы уголовное и уголовно-процессуальное законодательство претерпело значительные изменения, направленные на совершенствование его норм, имплементацию передовых международных стандартов и зарубежных практик с целью безусловного обеспечения прав и свобод граждан, привлекаемых к участию в уголовном процессе.
В частности, осуществлена дальнейшая либерализация уголовного законодательства и декриминализация отдельных категорий преступлений, расширен перечень наказаний, не связанных с лишением свободы.
Реализованы комплексные меры по расширению сферы применения института «Хабеас корпус», внедрению упрощенного порядка производства по уголовным делам, а также дальнейшему усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности.
С начала 2021 года реализован принцип «один суд–одна инстанция»:
– образованы суды общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским делам, по уголовным делам и экономических судов с сохранением строгой специализации судей и образованием отдельных судебных коллегий по видам судопроизводства;
– полномочия административных судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях переданы судам по уголовным делам;
– в центрах Республики Каракалпакстан и областей, городе Ташкенте образованы межрайонные административные суды, специализирующиеся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и других публично-правовых отношений, с упразднением в этой связи районных (городских) административных судов и сохранением административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;
– права обжалования решений Высшей квалификационной коллегии судей Республики Узбекистан, а также квалификационных коллегий судей судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента предоставлены в Высший судейский совет.
Упразднён институт рассмотрения судебных дел в порядке надзора, а также отменены права председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда.
Так, если до 2017 года согласно процессуальному законодательству существовали шесть инстанции рассмотрения судебных дел, то теперь этих инстанций стало четыре.
Первая инстанция районные (городские) суды, (по некоторым сложным делам областные суды);
Апелляционная инстанция (областные суды), (по некоторым сложным делам, рассмотренные областными судами Верховный суд;
Кассационная инстанция (Верховный суд);
Повторное кассационное рассмотрение (на основании протеста председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан или их заместителей).
В результате внедрения принципа один суд одна инстанция, за короткий период улучшилось качество рассмотрения дел, и повышение доверия граждан судам.
Реализованы исторические преобразования, которые позволят совершенствовать и оптимизировать судебную систему Узбекистана с учетом современных требований и международных стандартов в области правосудия. Законодательно устранены излишние бюрократические преграды при обеспечении судебной защиты и исключены дублирующие стадии пересмотра судебных актов. Судебная система приведена в соответствие с современными международными стандартами, с целью повышения уровня доступа граждан и предпринимателей к правосудию и улучшению качества рассмотрения дел в судах.